Фурнитура

Колки

Гитарный колокКолки состоят из вала, червячного механизма и ручки. Отношения механизма указывают, сколько поворотов ручки (на 360°) необходимо сделать, что бы вал совершил один оборот. Обычные отношения механизма находятся между 1:12 и 1:20. Отношение механизма 1:14, например, означает, что 14 поворотов ручки заставят вал совершить один полный поворот. Колки позволяют настраивать гитару, и от их качества зависит способность гитары устойчиво держать настройку. Не экономьте на них. Чем мягче и точнее ход у колков, тем легче настроить гитару. Колки с закрытым механизмом лучше чем с открытым. Легкость вращения колка часто может регулироваться винтом на ручке. Schaller (1), Gotoh (2), Grover (3), Kluson и Sperzel (4) - фирмы производители качественных колков, и особенно произведенные немецкой фирмой Schaller имеют очень хорошую репутацию. Сделанные японской компанией Gotoh дешевле, но так же неплохи по качеству. Большинство колков хромированые или золоченые. Если Вы хотите сэкономить немного денег, покупайте колки полированные машиной вместо полированных вручную.

Рисунок (1) колки Schaller, рисунок (2) колки Gotoh, рисунок (3) колки Grover, рисунок (4) колки Kluson и SperzelРисунок (1) колки Schaller, рисунок (2) колки Gotoh, рисунок (3) колки Grover, рисунок (4) колки Kluson и Sperzel

Басовые колки больше и более мощные, чем гитарные. На рисунке показаны басовые колки Schaller (5) и Gotoh (6). Есть еще другие модели, которые имеют открытое колесо механизма (7).

Рисунок (5) басовые колки Schaller, рисунок (6) басовые колки Gotoh, Ерисунок (7) колки с открытым колесом механизма.Рисунок (5) басовые колки Schaller, рисунок (6) басовые колки Gotoh, Ерисунок (7) колки с открытым колесом механизма.

Басовые колки HipShot (8) легче и меньше, и позволяют уменьшить вес головки грифа баса (особенно для басов с 5 или 6 струнами).

Рисунок (8) басовые колки HipShotРисунок (8) басовые колки HipShot

Другие преимущества: головку грифа можно сделать меньше, отношение механизма 27:1, больший диаметр вала (3/8" = 9.5mm), можно использовать как на верхней (левой) стороне головки, так и на нижней (правой).

Есть "L" (левые) и "R" (правые) колки (3L/3R или 2L/2R), согласно стороне головки грифа, на которой они должны быть установлены (9a). Также возможно расположение всех колков на одной стороне (6 в линию или 4 в линию). Если Вы хотите использовать такие колки, покупайте "L" или "R" колки (9b); но если головка должна быть не большой, нужны колки небольшого размера. Колки со втулками обычно устанавливаются с обратной стороны головки. Внешний диаметр втулок определяет размер установочных отверстий. Диаметр на электрогитарах обычно 9mm или 10mm (3/8"-13/32") и 12mm или 17mm (1/2"', 9/16", 11/16") на басах. Большинство колков закрепляется дополнительно маленькими шурупами, чтобы они не болтались.

Локовые (от англ. lock – замок) колки, главным образом используются в сочетании с тремоло-системой. В них струны зажимаются в валу колков кнопкой, расположенной в основании (10) или наверху колков (11).

Локовые колки имеют неоспоримые преимущества: гитара может быть настроена быстрее, меньше витков надо накручивать на колок, при работе машинкой гитара будет меньше расстраиваться и наконец зажатая струна при натяжении не «поползет».

Разноразмерные колки с валами разной длины необходимы, если головка грифа не имеет наклона к грифу. Такие колки помогают поддерживать достаточное давление струн на верхний порожек.

Тот же самый эффект может быть достигнут с обычными колками, используя клиновидную прокладку как на рисунке. Такие прокладки можно купить в магазине. Кроме того, можно изменить толщину самой головки грифа.

Разноразмерные колки с помощью подкладкиРазноразмерные колки с помощью подкладки

Локовые и разноразмерные колки выпускают практически все производители. Gotoh недавно выпустил модель, на которой высота вала регулируется в очень больших пределах.

Рисунок (1) Локовые и разноразмерные колкиРисунок (1) Локовые и разноразмерные колки

Колки для безголовых гитар устанавливаются на деке. На рисунке представлен комплект таких колков немецкого изготовителя ABM. Струнодержатель (2) прикручивается в торец грифа. Специальные струны с двумя шариками на концах с одной стороны зацепляются в струнодержателе, а с другой стороны в специальные колки (4), которые установлены на краю деки. Другие колки, в отличие от ABM, используют обычные струны, с одним шариком на конце, а другой конец зажимается винтами в части 2. Бридж (5) привернут к деке (как показано на рисунке, но развернут на 180°). Гитара настраивается маленькими винтами 3mm-диаметра, которые тянут держатель (6), в котором зажат шарик струны.

Колки для безголовых гитар немецкого изготовителя ABM. Струнодержатель (2), Спец.струны с двумя шариками на концах (3), Колки (4), Бридж (5), Винты подстройки (6).Колки для безголовых гитар немецкого изготовителя ABM. Струнодержатель (2), Спец.струны с двумя шариками на концах (3), Колки (4), Бридж (5), Винты подстройки (6).

Различия в звуке

В звуке открытой и зажатой на ладу струны может быть некоторое различие из-за различных материалов, используемых для верхнего порожка (кость) и ладов (металл). Использование медного верхнего порожка может уменьшить это различие. Однако в основном такое различие в звуке из-за материала верхнего порожка носит чисто теоретический характер. На практике большинство из нас не услышит никакой разницы. Так что на Вашем месте я бы не волновался бы об этом - верхний порожек почти каждой гитары сделан из кости или из синтетических материалов.

Верхние порожки

Рисунок (7) Верхний порожекРисунок (7) Верхний порожекВерхний порожек (7) - место, где струны опираются на гриф. Он направляет струны и помогает держать их над грифом. Пластмассовые верхние порожки используются только на дешевых инструментах. Лучший материал для порожка - кость или синтетический заменитель кости.

Верхние порожки сделанные из графита или другого высоко-технического материала и роликовые порожки (с маленькими роликами) позволяют свести трение струны к минимуму.

В продаже верхние порожки можно встретить готовыми или как заготовки. При покупке готовых надо знать ширину грифа, радиус грифа и расстояние между струнами. Пропилы под струны должны соответствовать диаметрам струн.

Есть также металлические верхние порожки с регулируемой высотой струн.

Также возможно использование нулевого лада вместо верхнего порожка. В этом случае верхний порожек устанавливается непосредственно позади нулевого лада и служит только направляющим для струн.

Фурнитура для болченых грифов.

Рисунок (8) металлическая пластина, рисунок (9) металлические шайбыРисунок (8) металлическая пластина, рисунок (9) металлические шайбыОбычно для крепления болченого (крепящегося винтами) грифа используется металлическая пластина (подпятник) толщиной 3mm (1/8"), размером 40mm x 50mm (приблизительно 1.5" x 2"), хромированная, черная или золотая (в смысле цвета) (8). Реже применяются металлические шайбы толщиной 4mm (около 5/32"), диаметром 15mm, для установки которых необходимы посадочные места в деке диаметром 15-16mm (5/8") (9). Пластины так же как металлические шайбы используются с шурупами длиной 45mm (1 3/4") и диаметром 4mm (5/32").

Декоративные панели.

На декоративной панели устанавливаются либо некоторые, либо все электронные части. Вы можете сами изготовить такие панели из пластмассы, которую можно купить в магазине. Кроме того Вы можете купить и готовые декоративные панели. Большинство из них уже имеют вырезы под датчики, но есть и такие в которых Вы сами можете вырезать места под необходимые датчики. Винты, используемые для установки декоративных панелей - 3mm x 13mm. Декоративные панели бывают белого, черного и нескольких других цветов. Они могут состоять из нескольких разноцветных слоев. Кроме пластмассы они могут также быть сделаны из фанеры или легкого металла типа алюминия. Электронные части могут также быть установлены на дополнительных металлических пластинах.

Примеры накладок (пикгардов) для гитарПримеры накладок (пикгардов) для гитар

Лады

Рисунок (10) Лады: набор коротких отрезков по 24 штуки, Рисунок (11) Лады в виде прямых отрезков длиной 2 фута, Рисунок (12) Лады в рулонах.Рисунок (10) Лады: набор коротких отрезков по 24 штуки, Рисунок (11) Лады в виде прямых отрезков длиной 2 фута, Рисунок (12) Лады в рулонах.В продаже лады можно найти в виде набора коротких отрезков по 24 штуки (10), в виде прямых отрезков длиной 2 фута (11) и в рулонах (12). На большинстве электрогитар лады среднего размера (medium) или более высокие и более широкие - так называемые jumbo. Учтите что короткие прямые отрезки трудно выгнуть, если Вы хотите делать гриф, у которого накладка имеет определенный радиус или мультирадиусная (т.е. имеющая изменяющийся от начала грифа к концу радиус).

Лад (поперечный разрез)Лад (поперечный разрез)

Бриджи

Бридж – место, где струны опираются на деку. Очень хорошие системы позволяют регулировать три параметра: длину мензуры каждой струны, высоту каждой струны над декой и грифом и расстояние между струнами. Высота бриджа может быть дополнительно увеличена посредством маленьких прокладок под него. На Телекастере (1) бридж крепится к деке четырьмя шурупами и также служит рамкой для бриджевого датчика. Струны проходят через шесть отверстий в деке (2), расстояние между струнами неизменно, между крайними (1-6) струнами составляет 54,77mm (2 5/32").

Рисунок (1) крепление бриджа на ТелекастереРисунок (1) крепление бриджа на Телекастере Рисунок (2) отверстия в деке для крепления струнРисунок (2) отверстия в деке для крепления струн

Рисунок (3) простой бриджРисунок (3) простой бриджПростые бриджи (3) состоят из хромированной металлической пластины, через тыловую часть, которой проходят струны. Струны опираются на ползунок, который винтом с пружиной можно двигать вперед или назад, тем самым регулируя мензуру. Высота струны над декой и соответственно грифом регулируется двумя маленькими винтами, и расстояние между крайними струнами – 57,15mm (2.25").

Рисунок (4) современный бриджРисунок (4) современный бриджБолее современные бриджи (4) сделаны из лучшего материала и также позволяют регулировать мензуру струны, расстояние между крайними струнами на таких бриджах может быть от 50,8mm (2") до 55,56mm (2 3/16") для гитар и от 53,18mm (2 3/32") до 63,5mm (2.5") для басов с четырьмя струнами.

Рисунок (5),(6) бридж с установленным скомпенсированным седлом.Рисунок (5),(6) бридж с установленным скомпенсированным седлом.Бриджи, установленные на двух винтах могут использоваться на выпуклых топах дек. Бриджи типа показанного на рисунке (5) имеют установленное, скомпенсированное седло, подобное акустической гитаре. Радиус бриджа – 304,8mm (12"). Высота бриджа регулируется винтами. Небольшая регулировка мензуры может быть сделана с помощью двух маленьких винтов. Более современная система представлена на рисунке (6).

На рисунке (7) показан бридж и система удержания струн отдельно друг от друга. Струны закрепляются в струнодержателе, который установлен далее назад от бриджа, на 2 регулируемых винтах. Бридж, показанный на рисунке с регулируемой мензурой струн (часто такие системы называют stopbar&tune-o-matic), расстояние между крайними струнами от 48,42mm (1 29/32") до 57,15mm (2 1/4").

Другие модели таких бриджей могут быть оборудованы колками тонкой подстройки (8).

Рисунок (8) Бридж с колками тонкой подстройкиРисунок (8) Бридж с колками тонкой подстройки

Кроме того в продаже можно найти дорогие, тяжелые, медные бриджи (9), которые в принципе, при наличии материала, инструмента и определенного навыка можно сделать дома.

Рисунок (9) тяжелый, медный бриджРисунок (9) тяжелый, медный бридж

Другой тип бриджей оснащен пьезокерамическими седлами (10). Они позволяют получить звук от каждой струны отдельно с последующей обработкой гитарным процессором сигнала от каждой струны или микшировать акустический пьезозвук со звуком от электромагнитных датчиков гитары.

Рисунок (10) Бридж с пьезокерамическими седламиРисунок (10) Бридж с пьезокерамическими седлами

Бриджи типа как на рисунке (11) удерживаются на деке давлением натянутых струн. Струнодержатель закреплен с боку деки вместе с кнопкой ремня.

Цвет большинства бриджей - хром, золото или черный хром. Расстояние между крайними струнами у каждого производителя свое, по этому расстояния, данные выше, относятся только к показанным моделям.

Рисунок (11) бриджы, удерживаемые на деке давлением натянутых струнРисунок (11) бриджы, удерживаемые на деке давлением натянутых струн

 

Тремоло

Стратовское тремолоСтратовское тремолоТремоло - механическое устройство, позволяющее натягивать или ослаблять струны посредством нажима руки на рычаг, таким образом повышая или понижая строй.

Самый распространенный тип тремоло – Стратовское тремоло. В принципе это бридж, который может быть наклонен и удерживается в нейтральном положении тремя или более стальным пружинами, установленным в вырезе с обратной стороны деки. Нажимая или отпуская рычаг тремоло, бридж меняет наклон от своей нейтральной позиции. После того, как рычаг отпущен, сила пружин возвращает бридж в уравновешенное положение. Самая большая проблема со всеми системами тремоло состоит в том, что они не всегда надежно возвращаются к нейтральной позиции, в которой настраивалась гитара (т.е. при отпускании рычага тремоло строй может расстраиваться). Эта же проблема касается и более сложных машинок (тремоло) появившихся за последние годы. Некоторые тремоло установлены на шести винтах, другие на двух, что уменьшает трение. Последние имеют две грани, называемые ножами, упирающиеся в винты, которые вкручены в деку. Чтобы снизить трение по максимуму, грани ножа должны быть немного смазаны. Чтобы делать настройку еще более устойчивой, тремоло надо установить таким образом, что бы оно лежало на деке в нейтральной позиция (т.е. надо натягивать пружины до тех пор, пока тремоло не ляжет на деку).

Однако, главная проблема состоит в том, что когда нажимают на рычаг, струны ослабляются и раскручиваются на колках, а когда рычаг возвращается на место снова затягиваются.

По этому на некоторых тремоло-системах струны после настройки зажимаются и в верхнем порожке (1) и в тремоло (2). С помощью винтов тонкой настройки на системе тремоло струны можно точно настроить и подстраивать в процессе игры. Эта система - довольно дорогая, но очень эффективная была изобретена и патентована американцем по имени Floyd Rose. Для такого тремоло в деке делают специальное углубление по контуру тремоло для того, что бы оно работало в обе стороны – как на ослабление, так и на натяг струн.

Рисунок (1), (2) тремоло-система Floyd RoseРисунок (1), (2) тремоло-система Floyd Rose

Вместо того, чтобы использовать зажим на верхнем порожке, как было упомянуто выше, также можно использовать локовые колки (3), где каждая струна зажата в отверстии вала колков и таким образом удерживается от раскручивания.

Рисунок (3) локовый колокРисунок (3) локовый колок

Чтобы свести трение в верхнем порожке к минимуму используются роликовые верхние порожки, в которых каждая струна опирается на маленький ролик. Верхние порожки, сделанные из самосмазывающихся синтетических материалов также преследуют ту же самую цель - минимизировать нежелательное трение.

Количество используемых пружин зависит от их жесткости и номера используемых струн. Основание тремоло должно быть приблизительно параллельно поверхности деки и касаться ее только в крайних случаях. Эта установка позволяет использовать тремоло в обоих направлениях. Другая установка, позволяющая только ослаблять струны, состоит в том, чтобы тремоло в нейтральном положении лежало на деке.

Есть специальные системы, которые позволяют регулировать натяжение пружин одним единственным винтом (4).

Рисунок (4) система регулировки натяжения пружинРисунок (4) система регулировки натяжения пружин

На гитарах, где тремоло установлено так, чтобы оно "плавало", гитаристы кладут руку на бридж, при этом часто неумышленно используют тремоло. Чтобы препятствовать этому, был изобретен механический замок (иногда вызываемый "Black Box"), который отпирает тремоло, только когда на тремоло оказывается определенное давление. Такие системы - установлены между блоком тремоло и пружинами.

На всех Стратовских тремоло струны проходят через блок тремоло и выходят на бридж в ее задней части.

Кроме Стратовских тремоло есть и другие, которые не требуют выреза в деке. Bigsby тремоло самое известное из них. В нем струны закреплены в горизонтальных направляющих. Перемещая рычаг направляющие передвигаются и струны натягиваются или ослабляются. Реже используются другие модели тремоло типа Mustang или Vibrola.

 

Другая необходимая фурнитура

Рисунок (5) Пластина, закрывающая доступ к болту регулировки анкера, Рисунок (6) металическая пластина для крипления гнезда, Рисунок (7) направляющие для системы «струны сквозь корпус», Рисунок (8) Ритэйнер (retainer)Рисунок (5) Пластина, закрывающая доступ к болту регулировки анкера, Рисунок (6) металическая пластина для крипления гнезда, Рисунок (7) направляющие для системы «струны сквозь корпус», Рисунок (8) Ритэйнер (retainer)В зависимости от типа гитары, которую Вы собираетесь сделать нужна разная фурнитура. Регулировка анкера в головке грифа может быть закрыта специальной пластиной (5). Для установки выходного гнезда на боку деки, необходима выгнутая металлическая пластина (6). Для системы «струны сквозь корпус» (7) необходимы специальные направляющие, а для гитар, у которых головка грифа не имеет наклона, нужны прижимы (так называемые ритэйнеры(retainer)) (8), закрепляющиеся на головке грифа.

Вам также понадобятся детали для электрической части. Рисунок 9 показывает пример пассивной системы электроники: селектор (переключатель) датчиков, потенциометры (переменные резисторы, они же «крутилки») с ручками, гнездо, конденсатор и провода. О датчиках и электронике см. ниже.

Рисунок (9) Пассивные системы электроники: селектор (переключатель) датчиков, потенциометры (переменные резисторы, они же «крутилки») с ручками, гнездо, конденсатор и провода.Рисунок (9) Пассивные системы электроники: селектор (переключатель) датчиков, потенциометры (переменные резисторы, они же «крутилки») с ручками, гнездо, конденсатор и провода.

Ручки потенциометров должны быть выбраны по диаметру их движков. Самые распространенные потенциометры с диаметром движков 6mm (15/64" или 1/4). Ручка в середине рисунка 10 соответствует движку 4mm-диаметра, в то время как все другие ручки - 6mm. Меньшие диаметры движков, типа 4mm, не часто используются в гитаростроении.

Рисунок (10) Ручки потенциометровРисунок (10) Ручки потенциометров

Ручки могут быть закреплены тремя различными способами: 1. просто насаживая ручку на движок (если последний имеет шлицы), 2 зажимая ручку на движке винтами в ручке, 3. используя оправку, которая является самым надежным способом. Масштаб на ручке может быть очень полезен. Кроме того, почему бы не использовать ручки от старых радиоприемников и другой аппаратуры? Они могут выглядеть очень даже неплохо на вашей гитаре.

 

Струны

При покупке струн, надо учитывать длину мензуры гитары. Правда сейчас это уже не проблема, поскольку большинство наборов струн сделано, чтобы соответствовать самой длинной мензуре. Размеры струны в наборах обычно даются в дюймах - типа .011, .010 или .009. Это диаметр самой тонкой струны в наборе.

На электрических гитарах можно использовать струны сделанные только из ферромагнитного материала (т.е. из металла, который реагирует на магнитное поле). Более толстые струны заставляют гитару звучать громче, потому что один из многих факторов, определяющих уровень выходного сигнала датчика - количество массы, которая колеблется в магнитном поле.

Обычно 1-3 струны сделаны из стальной проволоки, а более толстые струны (4-6) имеют стальной стержень, обмотанный тонкой никелевой проволокой (канителью). Так как все струны имеют равную длину и должны иметь равную или почти равную прочность, масса некоторых из струн должна быть увеличена, чтобы заставить их давать необходимый тон. Это достигается применением ленточной канители или канители круглого сечения вокруг стального стержня. Использование ленточной канители помогает исключить нежелательные шумы от струн при игре, в то время как струны с канителью круглого сечения "более податливы", вибрируют более свободно и таким образом производят больше гармоник, однако, имеют тенденцию накапливать грязь в углублениях канители.

Старые или даже ржавые струны не производят чистый звук и должны быть заменены. Факт - новые струны звучат лучше, однако постоянно менять струны не следует, по причине высокой их стоимости. Регулярно вытирайте струны тканью от пота и грязи. Этим Вы продлите срок их службы.

Изготовление струн

Рисунок справа показывает струнонавивочную машину, используемую на предприятии - изготовителе акустических гитар «Martin acoustic guitar» в Назарете, штат Пенсильвания, США. Чем более точно навита канитель вокруг стального стержня струны, тем лучше гармоника. Только струны навитые равномерно будут вибрировать равномерно и чисто.

Изготовление струнИзготовление струн