Я всегда упорно верил в яркие и запоминающиеся аккордовые прогрессии. Я знаю, что многие из вас склонны ассоциировать мой звук с моими гармонизированными линиями соло, но для меня играть интересные линии - всего лишь часть рассчетов. Я думаю, что даже лучшее гитарное соло не будет восприниматься без хорошего обрамления. Таким образом, интересная аккордовая прогрессия производит эффект не меньший, чем блестящая соло-партия.
Один из способов разнообразить мою игру - это выделение аккордовых тонов, которые теряются в стандартных аппликатурных моделях. Хотя, в тяжелых песнях "Queen" я часто использую всем известные "power chords"(первая-пятая-октава тоники) во многих случаях они не звучат, например, в медленных или сложных композициях, не совпадают с моим видением голосоведения и гармонической функции. В общем, вместо баррэ-аккордов, я начал использовать трезвучия. Их прелесть заключена в простоте исполнения и очерченности каждого тона. Можно их рассатривать, как «уменьшенный» вариант хорошо всем известных аккордов на баррэ.
Например, рассмотрим аккорд ми-мажор (E), показанный на рисунке 1, достаточно известен и распространен в рок-музыке. Вот как я достигаю интересного звучания этого аккорда: просто опускаю октаву тоники на струне G (соль). Я ставлю аккорд: тоника E (ми) на струне A (ля), квинта B (си) на струне D (ре) и терция G# (соль-диез) на струне B (си), как показано на рисунке 2. Примечание к моей постановке: я не беру баррэ. Вместо этого я использую указательный палец, безымянный и мизинец. Это все еще аккорд E, он лишь звучит ярче и более "открыто" без использования дублирования октавы тоники. Для построения минорных трезвучий воспользуемся тем же принципом. Все, что нужно сделать, это понизить третью ступень на полтона. Посмотрите на апликатуру Em, показанную на рисунке 3. Снова обращу ваше внимание на то, что я не играю октаву тоники на струне G. Я зажимаю тонику E (ми), квинту B (си) и пониженную третью ступень G (соль) указательным, безымянным и средним пальцем, соответственно.
Вот, вы это изучили, следующий шаг - изучение обращений мажорных и минорных трезвучий, используя изложенные принципы. Расположив терцию в басу, вы получите интересное звучание аккордов E и Em, показанных на рисунке 4. То же самое, но с пятой ступенью в басу - на рисунке 5. В идеале, вы должны свободно играть эти обращения по всему грифу.
На рисунке 6 показана последовательность из трех обращений ми-мажорного (E) трезвучия, а на рисунке 7 представлены 3 обращения ми-минора (Em).
Разучив данные аппликатурные модели, попробуйте сыграть различные аккордовые прогрессии с их использованием. Кстати, такое расположение способствует лучшей связке аккордов, то есть перетекание друг в друга. Это всегда хорошо, когда меняешь аккорд, иметь ввиду, что каждая нота или звук не сдвинется более, чем на тон выше или ниже. Например, если вы посмотрите на прогрессию I - V - IV - I в ми-мажоре, которая показана на рисунке 8, то заметите: когда я перехожу от E к B нота си остается на прежнем месте, а ми сдвигается на полтона ниже к D# (ре-диез), а G# (соль-диез) - на целый тон к F# (фа-диез). Можете послушать, как это логично и связано звучит этот каданс (понижение).
Я использовал этот подход для того, чтобы сделать музыку «Queen» наполненной. Для того, чтобы показать вам, как это делается на практике, я расписал партию ритм-гитары (похоже то, что Фредди Меркури играет на фортепиано) для «Doin' Alright» (Queen), используя обращения рассмотренных трезвучий (смотрите рисунок 9). И хотя на записи я не играл эту партию, а лишь заполнения, но, думаю, данная аранжировка, достаточно точно передает сущность песни, во всяком случае, я чувствую себя очень комфортно, играя ее. Струна E (шестая) выступает в качестве "педального" тона, на протяжении большей части песни (это уже приближается к партии Фредди), но заметьте как плавно аккорды переходят друг в друга. В следующий раз мы рассмотрим другие пути оживления аккордовых прогрессий. Будьте здоровы!