Основные принципы игры на гитаре - Часть 2

Урок 2. Перейдем ко второму уроку. Вы знаете, зачем сели за гитару. Опять, не забудьте, что желание – главный двигатель прогресса. Если вам говорят, пока вы учитесь, что вы не умеете играть, что вам вообще не стоит к инструменту подходит и прочее. Не обращайте внимание на подобные выводы. С любого уровня владения инструментом можно стать гениальным исполнителем. ВСЁ ИДЁТ ОТ ГОЛОВЫ!!! Все импульсы, все движения контролируются головой. Первым делом, подходя к инструменту БУДЬТЕ ПРЕДЕЛЬНО РАССЛАБЛЕННЫМ. Руки не должны быть зажатыми и главное, не должна быть зажата ВАША ГОЛОВА!!! И ещё, между делом, не надо ни попсу, ни рэп, ни рок, ни классику, ни джаз обсирать. Проще признайте, что вы ламер, не любите музыку, она вам не интересно, что вам хочется попонтоваться своей игрой на гитаре, кстати, у вас с таким настроем вряд ли удастся сыграть. Подобное пристрастие к гитаре идёт от зажатости в голове, от комплексов, которые вы хотите подавить якобы своей «крутостью, профессионализмом». Таким образом вы просто будете пустоголовой миди-машиной, которая не понимает смысл акцентов, не может самостоятельно правильно расставить их. Причём, думает, что правильное акцентирование единственно. Вот чтобы не превратиться в такую миди-машину, то избавьтесь от своих комплексов и «зажатостей» в руках и голове. Вы уникальны и всё, что вы делаете никто не имеет права «поливать дерьмом», любите то, что вы делайте, делайте, как говорил я уже, со СТРАСТЬЮ и желанием. Ингви Мальмстин, например, вообще играет в таком стиле благодаря Блэкмору и тому, что он был просто реально болен на скандинавскими преданиями о рыцарях круглого стола и прочих вещах, так образовался его ДУХ. Именно поэтому крик его души мы не спутаем ни чьим больше ещё и такие детские и одновременно «крутые до небес» соляки, как у Брайана Мэя мы не услышим. Последние два гитариста – мои любимые. Я говорю, что действительно знаю, вижу, слышу и ЧУВСТВУЮ. Брайан Мэй казалось бы действительно, как он сам говорит, взрослый подросток, но извините, нам не должно так казаться!!! Этот подросток сочиняет и исполняет рок-музыку на уровне профессора музыкальной Академии (Консерватории). Просто музыку выбирайте по душе.

Итак, подходим мы к инструменту со страстью, без «зажатостей» в руках и голове, любим то, что мы делаем. Теперь о том, какой инструмент покупать. Здесь рекомендации таковы. Спросите у знающего человека(продавцы самих гитар не подойдут, часто им лишь бы впихнуть что-нибудь вам, причём часто что-нибудь плохое, зависшее и не продаваемое, да и хамства от них не оберётесь). Инструмент должен строить на всех ладах и везде, флажолеты должны звучать. Конечно в строе есть небольшие допущения, абсолютно идеальные гитары очень дороги. Если хотите потом играть на электрогитаре, то я в любом случае рекомендовал сначала акустику. Техника левой руки будет точнее, играть чище будете на электро, т.е. если что-то получаться не будет, то виновата будет скорее правая рука, чем левая. Ну, когда переходить на электрогитару я вам потом скажу. Когда будете конкретные упражнения изучать в следующих уроках. Вы выбрали инструмент, он должен вам нравится по звуку и удобству и не важно, насколько фирма известна и пр.. Вы уникальны, вы слушаете только свои уши и ничего более. Разве что, инструмент должен быть правильно сделан и служил вам годами и не ломался. Но, кстати, скажу, что чем хуже инструмент по удобству в начале, тем удобнее вам покажется ваш следующий инструмент. Моя первая акустика стоила 20$, в начале она меня устраивала, потом я пересел за акустику испанскую, очень ею восхищаюсь после своей «бренчалки» первой, все возможности вижу.

Основные принципы игры на гитаре - Часть 2У вас есть инструмент, мы садимся за него в правильную посадку с полностью расслабленными руками и головами =). Как садиться? Сначала просто сядьте на стул, желательно приобрести для начала подставку под левую ногу. Я вам скажу, что сначала мы будем садиться правильно и делать всё правильно до тех пор, пока это не станет удобным, а дальше вы сможете сидеть как хотите, если усвоите основные правила на уровне мышечной памяти. Сидим мы на стуле с небольшой подставкой. Я думаю не надо рассказывать из каких частей состоит гитара? Если не знаете, лучше узнайте, чем читать дальше. Левая нога стоит на подставке. На левую ногу мы кладём нижний изгиб обечайки гитары себе  чуть выше колена. Прислоните гитару к себе на расстояние, которое вам удобно. И второе положение гитары в пространстве: головка грифа должна быть чуть выше уровня вашего левого плеча (или правого, если вы левша, но я бы рекомендовал бы всем учиться играть правой и зажимать левой, хотя я в последнее время подумываю обеими уметь, но у меня ногти будут мешать, только поэтому бросил эту затею). Вам стоит укоротить ногти на левой руке (уроки для правшей), которая прижимает, насколько только возможно, а если хотите пальцами хорошо играть, то лучше на правой руке растите ногти для усиления мощности звука, и вам проще будет играть легато.

Основные принципы игры на гитаре - Часть 2Теперь о позиции правой руки. На самом деле, ЭТО САМАЯ ВАЖНАЯ ЧАСТЬ В ОБУЧЕНИИ ТЕХНИЧНОЙ ИГРЕ. Если на акустике, то правая рука серединой должна упираться на верхнюю часть «бедра» гитары. Рука свободная и не зажатая. Расположение самой руки должно в принципе в начале быть над розеткой, но разные положения дают разные звучания, но вначале лучше над розеткой будем учиться играть. Если играете пальцами, то будем играть с рукой на весу с опорой только на верхнее «бедро» гитары, а если медиатором, то можно и на подставку опереться, можно и навесу. У каждой позиции свои преимущества. Т.к. я советовал вам начинать учиться на акустике, то в положении навесу, то запястье правой руки должно быть выпукло вверх. В принципе на рисунке хорошо продемонстрирована позиция рук.

Основные принципы игры на гитаре - Часть 2По поводу левой руки скажу только то, что не прижимайтесь к грифу мясом большого пальца. Делайте только в особых случаях, например, когда большим пальцем прижимаете шестую струну. По началу вам инструмент будут настраивать, но отрешитесь от этого как можно скорее. Вы должны уметь настраивать гитару, но не только по пятым и четвёртым ладам, а также по интервалам таким как открытая пятая струна ля и открытая первая ми. Я всё относительно первой струны настраиваю, а первую настраиваю по записям или по слуху. Высоты нот у меня на слуху, вот это абсолютный слух. Я также могу определить высоту любых звуков, от обычного звона до ударов, не говоря, о темперированных звуках инструментов. Вы сели правильно. Теперь о простейших упражнениях. Вот в таком положении(следите за ним, потом вы сами так сидеть будете автоматически, когда привыкнете) ровно и медленно играйте по одной струне пальцем. Ваши щипки должны быть что-то вроде удара по струне. Палец двигается в главном суставе, а не в суставе фаланги. Двигается вниз и возвращается в первоначальное положение и руки должны быть расслабленны. Просто играйте эти упражнения, работайте над звукоизвлечением. Найдите себе хорошего преподавателя. Я подробно эти уроки не буду описывать, я говорю только об основных принципах игры на гитаре. Ваш звук всегда должен быть полным и старайтесь играть легато, т.е. чтобы ваши ноты плавно перетекали одна в другую. Я вот сначала научился хоть как-то играть пальцами, потом стал играть аккордами песенки. Но звукоизвлечение ВСЕГДА должно быть достаточно чётким и мощным. Вялость не допускается. Вспомните такие группы современные, как Rammstein – пример хорошего звука, хоть и не виртуозная игра, но зато очень чисто играют их гитаристы и мощно, вот их отличительная черта. Главным двигателем НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ будут гаммы. Почему на начальном? Да потому что они будут с увеличением скорости терять свою эффективность в плане развития именно скорости, ну, конечно, останутся работа с легато. Изучите гаммы. Вот список гамм, которые следует играть во всех позициях грифа:

  1. Минор (натуральный, гармонический, мелодический) 2-ух и 3-ёх октавный
  2. Мажор двух и трёх октавный.
  3. Пентатоники
  4. Хроматизмы играть надо, но это ограниченно, по-разному можно хроматизмы играть, можно и не сплошные играть.
  5. Играть все гаммы по-всякому: синкопами, дуолями, триолями, квартолями – основные, квинтоли уже редко используют, а секстоли вам не пригодятся, но я для развития учу и квинтоли, довольно сложно, но зато как прыгаешь в улавливании темпа.

Играйте медленно сначала,  наращивайте скорость постепенно, потом возвращайтесь опять в медленный темп, чтобы не забыть. Если вы медленно не можете пассаж сыграть, то вы и быстро чисто его не сыграете. ЗАНИМАЙТЕСЬ ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ, поможет вам убрать страх исполнения перед публикой, позволит отбросить мысли: «Ой, как бы не слажать бы здесь, я могу плохо сыграть». Не нужно это, мозг должен быть свободным. Не бойтесь ошибиться, это не смертельная ошибка и к тому же поправимая. Будьте честны перед собой, не надо халтурить в игре. Теперь сделаем примерно шкалу мастерства гитаристов. Исключением являются такие гитаристы, как Дмитрий Малолетов, Chet Athkins, Leo Kottke. Они все очень техничны, но они немного другие. мы будем рассматривать технику обыкновенных рок-гитаристов. Но здесь слишком утрирован возраст гитаристов, есть гитаристы, которые начинали в 21 год и становились мастерами своего дела. Мы рассмотрим, как по-идее должно быть.

  1. Начинающий. Вам должно быть где-то 5-14 лет, ваши пальцы ленивы ещё, вы играете простые этюды, вещи вроде Yesterday Битлов вы можете сыграть как на концерте, но не более, возможно бы неплохо играете "аккордами" и небольшим "перебором". Это максимум, на что вы способны в данный момент, не стоит задирать нос, если можете играть "аккордами" свои любимые группы. 1 час в день достаточно на данном этапе, главное разбирать произведения до идеала, всё равно они простые по сути, так вы быстрее выйдете из "лузеров".
  2. Музыкальная школа-муз.училище 1-2 курсы. Ваша техника немного продвигается. Вы учите гаммы, риффы любимых групп, несложные соло, ваше мышление развивается, это довольно важный этап, но опять же, не задирайте нос, вам многие могут сказать что-нибудь обидное. Но на данном этапе вам можно присваивать звания "лучший гитарист подъезда", в принципе. Может вы и играете довольно таки сложные произведения, но вам полезно будет записаться и послушать себя со стороны, вы будете очень "приятно" удивлены, услышав столько грязи. Занимайтесь часа по два в день хотя бы. Через пару месяцев вы сможете поднять свой ранг.
  3. Муз. училище - консерватория. Это самый сложный этап. Лично я сейчас в нём нахожусь. Вы учите сложные произведения, пытаетесь отточить их до идеала, всё играете легато. Отрабатываете сложные упражнения и вещи, которые вам раньше казались нереальными. Главное тогда помнить, что если вы не можете сложного сыграть, т.е. ваши возможности ограничены, то какой же вы гитарист? Хороший гитарист может сыграть все соло и пассажи вплоть со скоростью 16 нот в секунду. Вы на этом этапе уже задумываетесь над страстью и музыкальностью произведения, оттачиваете и то также одно из наиважнейших качеств техники. Занимайтесь 4-6-9 часов в день. Это так продлиться где-то полгода, 3/4 года.
  4. Мастер. Да, вы всё можете сыграть. Играете вполне музыкально. Но тогда давайте, раз уж мы такие мастера, то будем продолжать впитывать как губка все пассажи, встречающиеся на пути. Почитаем книжки об импровизации, обыгрывании, мы должны любить ВСЮ музыку и слушать самые разнообразные вещи. Неплохо было бы на этом этапе начать осваивать другие инструменты. Бас-гитару (ну, техники схожи, особых проблем не должно быть, дело привычки, учите рисунки бас-партии, голову развивает), клавишными неплохо заняться было бы, по развивать полифоническое мышление, построения аккордов, можно на ударных поучиться также, чувство ритма воспитает, вам легче будет сливаться с ударными. Разберитесь в звукозаписи, в аппаратуре, которая на рынке и не надо привязываться только к лампам, только к Гибсонам, только к аналогу, зум - дерьмо и прочее. Это зря. Это всё инструменты и не более и винить их нельзя. Зумы вполне нормальные вещи, больше от рук зависит на самом деле. НО, самое главное, в записях боритесь за чистый тракт, т.е. чтобы щелчки медиатора, скрип пальцев о струны был меньше всего слышен. Это опыт сессионных музыкантов. Опыт жизни. Послушайте AC/DC. Слышите, какие гитары чистые у них? То-то же.
  5. Здесь нечего особо писать. что в идеале вы владеете многими другими техниками, искусственными флажолетами в оба штриха, играть можете на самых разных гитарах и медиаторах и всё равно ваша техника останется техникой. Скорость ваша подобна скорости виртуоза Yngwie Malmsteen, да и вас теперь можно называть МУЗЫКАНТОМ. Для самого Ингви, как он говорит, это самое большое, чего в своей жизни он достиг.  Именно этого, а не самой скорости игры, которая по сути дела никому не нужна особо, кроме тех, кто любит смотреть на акробатов, которые прыгают и не расшибаются. Заниматься надо разминая каждый день руки по полчаса и повторять все упражнения по несколько раз, но нет нужды особой их оттачивать, вы это делали последние полгода, только повторить, чтобы пальцы не забыли и по прежнему были скоростные. Гитару можно сравнить только с одним видом спорта "Формула-1". Если ехать слишком быстро, то можно и слететь, а если аккуратно и когда надо быстро, тогда вы показываете самые выгодные и высокие результаты. Повторюсь, разделение по шкале утрированно и становиться музыкантом надо пытаться с самого начала, как вы взяли в руки гитару.


Оставленно комментариев: 0